Как провести собеседование
Важнейшим условием успешно проведенного собеседования является его продуманная структура. При проведении интервью необходимо добиться нескольких целей. Первая — установить контакт с человеком таким образом, чтобы он раскрылся, и интервьюер мог получить от него полную, необходимую информацию и, с другой стороны, мотивировать его на дальнейшее взаимодействие и заинтересовать работой в компании.
Первая часть собеседования — установление контакта. Сначала необходимо создать спокойную и комфортную атмосферу для обеих сторон, уточнить, как кандидат добрался, предложить чай/кофе. Также целесообразно сделать небольшое вступление. Цели собеседования должны быть четко доведены до кандидата вместе с краткой информацией о форме встречи, продолжительности и т.д.
Второй этап — это предложение кандидату ряда вопросов, ситуационных задач и т. д. Сколько времени должен занимать данный этап, зависит от применяемых методик, сложности вакансии и подхода компании. В среднем, на проведение интервью необходимо от получаса до часа, однако, в ряде случаев оно может проходить и дольше.
Стоит учитывать несколько моментов: методики проведения собеседования с кандидатом должны быть разнообразными, каждое предположение стоит проверять 3-4 раза, используя различные способы. Иначе есть вероятность получения результата низкой степени достоверности или неполного.
Поэтому:
- Важно чередовать темы вопросов, это позволяет снизить вероятность получения социально-желательных ответов.
- Вопросы нужно задавать в довольно быстром темпе.
- Не стоит задавать много биографических вопросов, т.к. к таким вопросам кандидат всегда заранее готовится, и вы, вероятнее всего, получите социально-желательные ответы. Кроме того, большую часть такой информации можно почерпнуть из резюме.
- Не стоит полностью планировать сценарий интервью заранее: более эффективно варьировать темы и виды вопросов, исходя из ответов и поведения кандидата.
Следующий, третий этап — это краткий рассказ о компании, о вакансии, причине ее появления и основных задачах. На этом этапе интервьюер имеет возможность заинтересовать кандидата работой в компании, демонстрируя ему положительные стороны ее деятельности. Кроме того, появляется возможность проверить обучаемость кандидата и его умение ориентироваться в новой для себя информации.
Далее наступает четвертый этап, в ходе которого кандидат может задать интересующие его вопросы. Кроме того, что это проявление вежливости, этот этап дает возможность понять сферу интересов кандидата и адекватность понимания им ситуации.
Последний, пятый, этап интервью предполагает возможность оговорить алгоритм продолжения взаимодействия. При этом интервьюеру стоит взять инициативу на себя и оговорить, будут ли еще встречи, их примерные сроки и цели.
Подобная структура собеседования позволяет добиться одновременно нескольких целей: получить от кандидата максимально достоверную информацию, оставить у кандидата положительное впечатление о себе и компании и договориться о дальнейшем взаимодействии.